Кемерово
+7 (906) 987 5815
Заказать звонок
Онлайн - чат

ОСАГО в натуре

27 апреля 2017

Госдума приняла во втором чтении поправки к закону об ОСАГО. Теперь уж точно никаких выплат за побитые машины водителям не светит - только натуральное возмещение, то бишь ремонт. Новые порядки, скорее всего, заработают уже через месяц.

Первый раз пакет поправок к закону об ОСАГО, в котором идёт речь о замене денежных выплат на натуральное возмещение, рассматривался в декабре прошлого года. Тогда депутаты его оперативно приняли в первом чтении, не обращая внимания на возражения экспертов разных мастей. Но в итоге претензии, посыпавшиеся со всех сторон на профильный комитет Думы, не были проигнорированы. Поэтому документ, который приняли во втором чтении, отличается от первоначального.

Нет, от самого принципа натурвозмещения власти, подстрекаемые вечно недовольными системой ОСАГО страховщиками, конечно, не отказались. Он теперь принят Думой уже дважды. А третье чтение проекта, вероятно, быстренько пройдёт. Затем одобрение Советом Федерации, подпись президента, публикация и через 30 дней после неё - вступление измененного закона в силу.

Юристы без дел не останутся

Алексей Куринный, депутат Госдумы, фракция КПРФ

Сегодня автоюристы находят точку приложения в части оценки стоимости восстановительного ремонта, именно здесь возникают большие проблемы. Теперь деятельность автоюристов переместится в несколько другой раздел - они будут оспаривать качество произведенного ремонта, с оценкой этого качества по дополнительным методикам, с оспариванием его в суде. Я думаю, здесь для них работы будет не меньше, чем сейчас существует в части определения стоимости самого ремонта.

Новые правила, таким образом, с вероятностью 99%, заработают уже в конце апреля. Правда, только для новых договоров ОСАГО. Если вы успеете приобрести обязательную страховку до вступления закона в силу, то до конца её действия вам гарантированы именно выплаты, а не ремонт.

Ваши новые проблемы

Натуральное возмещение подразумевает, что пострадавший автовладелец не получит по «автогражданке» денег на ремонт своей машины. Ущерб компенсируют направлением на ремонт. Изначально страховщики настаивали на том, что они будут сами выбирать, куда посылать автовладельца. Однако общественники продавили изменения - страховщики всё-таки должны будут предложить пострадавшему выбор, где чинить машину. Правда, выбирать водителям разрешат только среди тех станций, с которыми у компании заключен договор. На практике это означает, что вряд ли вариантов будет много.

Страховая ответит за качество

Владими Чистюхин, заместитель председателя Центробанка

На страховую компанию теперь возлагается вся ответственность за качество произведенного ремонта. Если потребитель не удовлетворен тем качеством ремонта, который произвела станция техобслуживания, то он будет обращаться именно в страховую компанию. Страховая компания находится под надзором Центробанка и в случае неудовлетворительного проведения страховых услуг в виде осуществления ремонта на страховую компанию могут быть наложены административные штрафы или страховая компания может быть ограничена в праве проведения ремонта и будет вынуждена выплачивать только деньгами. Это означает, что страховые компании заинтересованы в проведении качественного ремонта.

Ремонт по ОСАГО должны будут делать только с применением новых запчастей. Утешает? Да, но в законе есть оговорки, что «иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего». Как недобросовестные страховые компании умеют заставлять соглашаться с ними, мы знаем хотя бы по ситуации с навязываем дополнительных услуг при покупке полисов.

Прописали в законе и необходимость предоставления гарантии на ремонт по ОСАГО. Год для деталей кузова, шесть месяцев - для всех й остальных. При этом владельцам новых автомобилей гарантаруют ремонт у официальных дилеров. Правда, только в течение двух лет после покупки машины. А если у производителя гарантийный срок дольше и он снимает с гарантии за ремонт не у «официалов»? Ваши проблемы, решили законодатели.

Жителям отдаленных населенных пунктов дополнительными сложностями грозит и пункт о том, что станция для ремонта по ОСАГО по направлению страховщика должна находиться не дальше, чем за 50 км от дома автовладельца. С одной стороны, хорошо, что страховщиков лишили возможности отправить водителя за тридевять земель. С другой - вряд ли все российские города и сёла обеспечены достаточным количеством близких автосервисов. Да ещё таких, чтобы у них был договор со всеми 64 страховыми компаниями, торгующими ОСАГО.

Кому всё же заплатят?

И вот тут-то открываются очень широкие возможности для маневров. Дело в том, что закон всё-таки оставил возможность для осуществления именно выплаты. Конечно, в очень ограниченном количестве случаев, но...

Первая ситуация, в которой страховщики обязаны будут дать денег - если стоимость восстановительного ремонта превышает лимит компенсации по ОСАГО. Сейчас это, напомним, 400 000 рублей.

Страховая ответит за качество

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы, фракция «Справедливая Россия»

Сейчас для того, чтобы получить прямое возмещение убытков, застрахованные лица могут обратиться в свою страховую компанию только в тех случаях, когда в столкновении оказалось два автомобиля. Если произошло коллективное столкновение - 3, 4, 5, 10 машин - то в этих случаях застрахованное лицо должно само разбираться с другими страховыми компаниями. Это, как вы понимаете, большая морока. Мы в законопроекте прописываем норму, при которой в том числе и при коллективных столкновениях застрахованное лицо может обратиться в свою страховую компанию. И уже страховая компания должна разбираться со своими коллегами.

Если вашему Bentley весь передок разобьет «Жигулёнок», вам никто роскошный автомобиль чинить не станет. Отдадут 400 000 рублей - и до свидания. Идите судитесь с виновником. Кстати, перспективное занятие с учётом того, что недавно Конституционный Суд постановил, что в подобных случаях - если ОСАГО не хватило на ремонт - виновник должен компенсировать разницу.

Второй вариант, при котором страховой не отвертеться от выплаты - когда речь идёт не об ущербе, причиненном имуществу, а о вреде жизни и здоровью пострадавшего.

И, наконец, третья возможность получить у страховой деньги появляется в ситуации, когда компания не может обеспечить ремонт надлежащего качества. Правда, тут деньги будут выплачены с учётом износа автомобиля, но всё же это будут деньги. Если к такой ситуации подключить грамотного автоюриста, он вполне сможет стрясти со страховщика всё, что нужно водителю. Реформа ОСАГО возвращается к тому, с чего началась.

Страховые компании истерически жаловались на автоюристов, которые якобы вынимают из них все деньги. И именно под этим соусом писался, продвигался и принимался новый закон. А в итоге написан он так, что автоюристам по-прежнему будет чем заняться и на чём заработать. Сложнее же жить, как обычно, станет простым автовладельцам.

Просмотров: 556